ОНА САМАЯ ЛУЧШАЯ!
Весь год проходя или проезжая мимо строящейся Первой школы, любуюсь рождением новой архитектурной жемчужины нашего города. Как у скульптора из груды бесформенной серой глины рождалась юная Галатея, так и из кучи кирпича, щебенки и песка, в переплете ажурной арматуры вырастает красавица школа. Как тут не заглядеться, не замереть в восхищении?! И всё же мои восторги немножко со вкусом горького миндаля. Невольно съёживается сердце, когда через современные контуры новой школы проступают в памяти старые стены моей альма-матер - средней школы № 1 имени Кирова, которую я закончил уже в далёком 1977 году.
Её уютный дворик со старыми огромными тополями, высокие ступеньки и большой электрический звонок, висящий над входом. Деревянные оконные рамы, распахнутые для проветривания в новой белой пристройке актового зала, куда мы с другом однажды, побросав портфели, пробрались, не дожидаясь выхода первой смены, за что и были неминуемо наказаны. Её старые, вытертые ногами тысячи школьников полы, по которым так было классно прокатиться после влажной уборки.
Такие же старые деревянные лестницы, с вековыми слоями краски и прибитыми деревяшками на перилах, чтобы школьные озорники не превращали их в " большой слалом".
Таинственный школьный радиоузел, с почти капитанским мостиком, куда вела крутая лестница, с его завораживающими огоньками радиоламп - триодов, пентодов. 6П3С, 6Ж4,6П1П - как магические заклинания до сих пор сидят в моей голове их названия. Здесь мы делали радиопередачи и по средам, перед уроками вся школа слушала их. Кто его знает, почему меня через двадцать лет так потянуло на телевидение? Может всему виной эта таинственная дверь, направо от входа в школу, где безраздельно командовал Писарев Александр Васильевич?
А вот уютная и притягательная школьная библиотека, со своим непередаваемым ароматом книг и её хозяйкой - Полиной Тимофеевной. Сколько времени после уроков здесь проведено, а сколько книг перечитано?! В детстве почему-то с большим азартом читались библиотечные книги, а не свои - домашние.
Как приятно пройтись по коридорам родной школы! На первом этаже огромные двухстворчатые двери, как их только открывали первоклашки? Но с каким весёлым треском они распахивались под натиском детворы, бегущей на призывный зов звонка, зовущего на перемену. Когда-то и я несся по коридору под этим весёлым звоном и с размаху налетел на директора школы Криштопу Ивана Васильевича. Во было Ч.П.!
У него была неизменная традиция, на большой перемене выходить на середину коридора второго этажа и с высоты своего не дюжего роста строго осматривать окрестности. Он мне тогда напоминал мудрого и сурового грифа, восседающего на высоком утёсе и озирающего свои владения. У нас было уникальное руководство школы. Иван Васильевич прошёл войну и двадцать лет, на тот момент, уже руководил школой, а замом был Василий Порфирьевич Иванченко,
строгий, но справедливый завуч- абсолютные авторитеты, да и красивые, «элитные" как сейчас бы сказали "мужики"! Не знаю, нам, наверное, очень здорово повезло с учителями! Говорят, что для становления личности человеку в молодости нужно повстречаться хотя бы с одним учителем с большой буквы. Я могу составить целый список таких счастливых встреч в своей биографии. Любовь к химии мне привили Полоус Нина Федоровна
и Масарова Алла Константиновна,
мой последний классный руководитель. Когда в институте мне пришлось сдавать семь химических дисциплин, тогда я понял - сколько" разумного, доброго и вечного" вложили в меня эти две замечательные женщины.
Не раз в том же институте, на военной кафедре я добрым словом поминал и нашего военрука - Фомина Василия Тимофеевича - настоящего патриота и коммуниста.
Его кабинет находился в конце второго этажа у запасной лестницы. Он был весь увешан, буквально от плинтуса до потолка, щитами с учебными плакатами. Настоящая военная " Википедия", где можно было найти все от поражающих факторов ядерного оружия до командующих родами войск. От этого кабинета начиналась совершенно новая пристройка школьной столовой, а над ней три заветных кабинета - истории, биологии, и физики и две лаборантских.
От одной, биологической, у меня были собственные ключи. С учителем биологии - Литвиненко Александром Ивановичем у меня была настоящая дружба.
Я бредил биологией, и он это заметил и всеми силами поддерживал. Помню, как мы с ним определяли, какой грибок ест полы в спортивной школе. Грибок мы определили, но это никак не помешало ему доесть все полы, а потом и всю школу. Недавний пожар в ДЮСШа я склонен принимать как акт дезинфекции - окончательной победы над зловредным грибком. Шутка! Хорошо, что здание спортивной школы так же успешно строится на радость всем землякам, и надеюсь, что этой осенью мы торжественно откроем и обновлённую спортшколу. Тут же была и лаборантская кабинета физики, куда мы часто забегали после уроков. Молодой преподаватель - Кривцев Анатолий Васильевич (кстати , в книге "По волне памяти «его не заслуженно обозвали учителем физкультуры) всегда готовился к лабораторным работам
и мы тоже не упускали возможность лишний раз покрутить ручку электрофорной машины и пометать молнии. В этот момент я себя чувствовал не иначе как Зевсом!
Родная школа, родные учителя, сколько ценных ингредиентов заложили вы в фундамент моей взрослой жизни. Только сейчас понимаю, что Валентина Ивановна Евтушенко-преподаватель литературы и завуч по воспитательной работе
сделала из меня журналиста, да и вообще сформировала во мне "активную жизненную позицию", что так помогло мне в комсомольской и партийной работе. Она же вместе с преподавателем ИЗО и черчения Салиём Василием Федосеевичем привила мне любовь к изобразительному искусству. Благодаря Василию Федосеевичу
я и сейчас легко могу изобразить любую деталь хоть в изометрии, хоть в кабинетной проекции. А его рассказ о картине Перова " Птицелов" окончательно переформатировал мою неокрепшую детскую душа в сторону "добра и трепетного восприятия прекрасного". Вместе с Ниной Павловной Марченко - преподавателем географии
я переживал все трудности путешествия через Атлантический океан на спасательном плоту, без еды и питья, французского корабельного врача Алена Бомбара. Благодаря ей, меня до сих пор неудержимо тянет за горизонт, и туристская палатка мне всегда милей любых апартаментов. А уроки труда! Этот самый лучший день недели, когда мы под руководством Проскуры Георгия Яковлевича строгали, пилили, выжигали, точили и сверлили. Для меня и сейчас мастерить что-нибудь - лучший отдых. Как жаль, что в современной школе это утеряно. Помню, как расстроила меня просьба старшего сына помочь ему дома сделать шиповое соединение для зачёта по труду. Мне его стало искренне жаль, и я в тот день полностью осознал всю глубину провала школьной реформы. Какое шиповое соединение дома, а если ребёнок живёт в квартире и без отца! Как ему тогда получить это зачёт по труду! У нас у каждого был свой комплект инструментов и столярных и слесарных, и каждый сделал свою табуретку, где этих соединений было восемь штук, и мы точили настоящие гайки для мех мастерских колхоза имени Ленина. Ах! Какие были гайки! А ещё большее удовольствие доставляло сознание того, что мы делаем настоящее «взрослое» дело и приносим реальную пользу.
Дорогие мои учителя, не обижайтесь, если я кого-то не назвал сегодня, это просто невозможно сделать в рамках формата воспоминаний. Я и так чувствую, что здорово злоупотребил «служебным положением». Поверьте, все вы в душе и сердце своих учеников, и чем старше мы становимся, тем теплее наши воспоминания……!
Я иду сегодня по новому стадиону возрожденной школы.
Когда-то здесь был приусадебный школьный участок, которым заботливо и умело руководила учитель биологии – Васюк Анна Андреевна.
Что мы тут только не выращивали! А какой был сад! Сейчас здесь современное покрытие беговой дорожки, новые спортивные снаряды.21век! Здорово, и одновременно грустно! Но хватит воспоминаний! Хочется думать о новых учениках, которые придут сюда через несколько дней. Им повезло учиться в новой школе. Хочется пожелать ребятам испытать те же чувства, что испытывали мы. Радость познания нового, верность школьной дружбы и гордость за свою школу! Ведь Она самая лучшая! Я это точно знал и когда сидел за партой. и когда нёс тяжелое, бархатное знамя школы во главе первомайской колонны.
Непослушный стяг вырывался на ветру из моих рук, на плечи давила ответственность знаменосца школы,
а грудь разрывала радость, что мы лучшие и в этом году! И идем первыми на демонстрации. Ведь «Первая» - должна быть первой!»
- 10 «б» класса СШ №1,1977 года выпуска. Игорь Макогон.
|