Это далеко неполный экскурс в историю, но очень надеемся на вашу помощь, дорогие гости сайта и выпускники школы, что с вашей помощью не исчезнут страницы истории нашей школы, а будут жить вечно....
В 2012 году нашей горячо любимой школе 100 лет!
Мы все включились в подготовку к достойной встрече юбилея.
А как все это начиналось?
К 90 - м годам 19 века в станице Приморско - Ахтарской открывается церковно - приходская школа. Это была единственная школа в станице. Зато было много карточных заведений в самых красивых зданиях города, где богатые проигрывали столько денег, что можно было построить не одну школу. Были в станице купеческие клубы. Казаки, рабочие и крестьяне не имели права посещать эти клубы.
В 1896 году купеческое общество построило школу для детей казаков, а в 1898 году была открыта одноклассная школа для иногородних. Учебные программы в этих классах были разные, уровень знаний учащихся не одинаков. Учителями были священники и малограмотные люди.
Наша школа была построена в 1912 году купечеством как коммерческое училище. Зачем было нужно коммерческое училище в Приморско - Ахтарской станице? Рыбные промыслы в Приморско - Ахтарской станице и ее порт привлекали много купцов, которые закупали кубанскую пшеницу и рыбу и вывозили за границу через порт.
С вводом в эксплуатацию железной дороги в 1912 году торговля в Приморско - Ахтарской еще больше увеличилась. Нужны были грамотные люди для ведения коммерческих дел. Возникла необходимость открытия в станице коммерческого учебного заведения.
В 1910 году купцы добились разрешения на строительство среднего учебного заведения.
В 1911 году была открыта прогимназия /неполная средняя школа/. Она была в доме купца Деркезова. В этом же году началось строиться коммерческое училище на средства купцов и владельцев зерновых ссыпок. Строительством ведал попечительский совет под предводительством купца - миллионера Варварова. К началу 1912 года строительство школы было закончено. Это было одноэтажное здание из 8 классных комнат. Ныне это первый этаж нашей школы.
Коммерческое училище давало восьмиклассное образование. Для поступления в училище нужно было выдержать экзамены за курс начальной школы. Окончившие училище могли работать бухгалтерами и товароведами.
Социальный состав школы: 50% - дети купцов; 20% - служащих; 10% - дети рабочих и крестьян. Из бедных принимали особо одаренных по просьбе учителей. Обучение было платным - 100 рублей в год. Дети бедных учились на благотворительные средства: они должны были учиться только на "4" и "5".
В училище было 24 предмета: русский язык, литература, математика, немецкий и французский языки, закон божий, физика, химия, история, география, экономика, технология, рисование, черчение, каллиграфия и др.. В школе было 20 учителей.
С 1912 по 1917 годы директором школы был отъявленный монархист Булатов Яков Григорьевич. С 1917 года директором был Иванов Борис Гаврилович. Дисциплина была строгая, применялись наказания.
Февральская буржуазная революция отразилась и на школьной программе: был отменен закон божий, перестали читать утреннюю молитву "Боже, царя храни". До революции было два выпуска из коммерческого училища.
Летом 1918 года в Ахтарский порт прибыло несколько кораблей белых. Наступил мрачный период в жизни школы. в училище пришли вербовать добровольцев в контрреволюционную армию белых. В нее пошли добровольцами дети богатых.
После разгрома контрреволюции и установления советской власти на Кубани, коммерческое училище было преобразовано в образовательную школу. С 1921 года она называлась школой второй ступени /девятилетка с педагогическим уклоном/ имени Карла Маркса.
Занятия в это время проводились в одну смену. Классные комнаты и коридор были хорошо оформлены. В коридоре на второй лестнице во всю стену был портрет
В.И. Ленина. На стенах коридоров искусно были сделаны стены древнего замка с рыцарями, висели коллекции средневекового оружия. Богатым был биологический кабинет.
В школе проводились выставки охоты и звероловства, было много чучел животных, птиц, рыб, сделанных руками учеников. Часто в школе проводились лотереи, собранные средства шли на общественные нужды школы. Учащиеся самостоятельно устраивали вечера, сами готовили художественную самодеятельность. На вечера приходили граждане всей станицы. Постепенно школа становилась культурным и просветительным центром в станице.
Жизнь комсомольской организации была увлекательной, интересной. В художественной самодеятельности участвовали все учащиеся, сами подбирали пьесы, сами были режиссерами.
В 1930 -33 годах школа имела такую особенность, когда уделялось большое внимание трудовому воспитанию и привитию любви к сельскому хозяйству. Ее называли школой колхозной молодежи /ШКМ/.
В школе были мастерские, подсобное хозяйство и земельный участок 11 га, который обрабатывали сами учащиеся. Урожай, собранный с этого участка, шел на горячие завтраки учащимся и на приобретение наглядных пособий. Из этого фонда оказывали помощь нуждающимся детям.
Этот период в жизни нашей школы характеризовался всеобщей борьбой с неграмотностью. Не только учителя, но и многие ученики 6-х и 7-х классов были культармейцами, получали конкретные задания по обучению неграмотных. Среди юных культармейцев отличались активностью Клава Соловьева, Оля Горшкова, Нина Яцевич.
С сентября 1934 года наша школа была преобразована в среднюю десятилетнюю школу имени Карла Маркса., а с 1 декабря 1934 года, после после убийства Кирова, - стала носить его имя.
В это время особенно славились бригады "синеблузников" по типу нынешних агитбригад. Основной темой "синеблузников" была агитация за выполнение первого пятилетнего плана в 4 года. Большую работу проводили комсомольцы и пионеры.
В 1935 году была осуществлена надстройка второго этажа. В строительстве активное участие принимали старшеклассники.
В 1936 году был первый выпуск 10 - го класса. Выпускников было 18, среди них - наш директор Криштопа И. В.
С 1938 года до начала войны в школе работал хороший литературный кружок, руководителем которого был учитель литературы Смирнов Николай Васильевич. В кружке было 20 человек. Издавался литературный журнал "Литературные всходы". Члены кружка собирались по пятницам. Журнал издавался один раз в два месяца в 10 экземплярах, которые рассылались в районные организации и в газету "Пионерская правда". Журнал был на выставке детского творчества и занял третье место в стране после москвичей и бакинцев. Учащиеся со своими стихами и очерками выступали на школьных вечерах. Одним из таких членов кружка был И.Т. Зоненко - бывший директор МОУ СОШ №13, наш местный поэт.
1941 год - Великая Отечественная война. Мужественно несли учителя и учащиеся тяжелые условия военных лет. Организованно выходили копать окопы, дружно выполняли особые поручения райкома. Родных, находящихся на фронте, старались порадовать своими успехами, посылали им посылки на фронт. Мореходная школа и школа №1 были заполнены ранеными. Учащиеся занимались в нетопленных классах, мерзли чернила, коченели пальцы. С фронта приходили письма: одни печальные, другие тревожные, третьи радостные. Учащиеся выступали с концертами в госпиталях, дежурили у постелей раненых.
Уходили на фронт учителя и старшие ученики. Редели классы. В августе 1942 года город был оккупирован немцами. За время оккупации был уничтожен школьный сад. А с марта 1943 года, после освобождения города, начались снова занятия в школе. Не было парт, все было разрушено и уничтожено врагом. Учителя и учащиеся приложили очень много сил и стараний для восстановления родной школы.
С 1943 по 1946 годы директором был Бабешко - Черный А.В. С 1947 года директор школы - Ткаченко В.Г. и завуч - Криштопа И.В. В школе создается дружный коллектив учителей и учащихся, создаются свои традиции, выдвигается девиз школы: "ПЕРВАЯ - ДОЛЖНА БЫТЬ ПЕРВОЙ!"
Школа действительно становится одной из лучших не только в районе, но и в крае. В 1959 году учащиеся школы создают кроликоведческую ферму. Началась ферма с трех кроликов, которые принесли ребята, потом их стало 500! 450 шкурок сдано государству. 7000 рублей - доход, который дала кроликоферма.
В 1959 году началось строительство спортивного зала. В этом году школа была на первом месте в районе по успеваемости, по спортивной работе. Учителем физкультуры был в то время Борис Саввич Некрасов.
В 1960 - 1961 году за участие в краевой выставке наглядных пособий школа получила премию 3 тыс. рублей. С 1960 года в традицию школы вошли ежегодные экскурсии по родной стране. В 1961 году школа получила премию крайОНО за хорошую постановку производственного обучения в школе.
С 1962 - 1965 годы, когда Приморско - Ахтарский район был реорганизован и вошел в состав Тимашевского района, наша средняя школа была преобразована в 8 - летнюю школу.
С 1965 - 1966 год наша школа снова становится средней школой №1 имени С.М. Кирова.Уже в 1965 году в школе было 30 классов. К этому времени заканчивается строительство актового зала, физического и химического кабинетов. Большую помощь в стройке и оборудовании школы учебно - наглядными пособиями оказали наши шефы рыбколхоз "Заветы Ленина". С их помощью в 1968 - 1970 годах было построено здание мастерских, котельная и оборудовано центральное отопление во всех классных помещениях.С этого года школа становится средней общеобразовательной с производственным обучением по специальности шофера.
В 1972 - 1973 годах на средства рыбколхоза "Заветы Ленина"построена столовая на 150 мест и три учебных кабинета, осуществлены работы по газификации котельной и школы.
Из стен школы вышли более 3 тысяч молодых людей со средним образованием, которые затем стали замечательными строителями нашей страны.
Среди выпускников 20 человек закончили школу с золотой медалью, 38 - с серебряной. Среди них много врачей - Васильева Н.Я.- Заслуженный врач России, Марийко, Виноградов В.Г. и др. , ученые с мировым именем- Ивановский М.Н., Картавцева Т., Горшков А., Чугуй Ю.В., Корниенко А. и др., военные - Кривозуб - генерал - майор, профессор военной академии и др.
В нашей школе работали и продолжают работать ее выпускники: Криштопа И.В., Полоус Н.Ф., Курятникова Н.С., Яковенко Е.И., Хандус И.А., Сонникова М.А.,
Птицына К.Н., Киреева Е.М., секретарь школы Лохвицкая В.А., библиотекарь - Белецкая П.Т., лаборант - Пахноцкая Л.И., Харламенко С.Б., Дзекун Л.Ф., Волкова И. В.,
Гамалий Л.Н., Коломиец И., Ф. и другие.
Школа имеет своих ветеранов педагогического труда, проработавших 20 и более лет: Криштопа И.В., Гога М.Е., Агуреева Н.С., Неболюбов Н.П.,Истягина Н.Д.,
Костюченко В. Н., Москаленко Е.П., Кривонос С.М., Курятникова Н.С., Слободяник М.Я., Марченко Н.П., Номинас Т.Ф., Монако В.А., Денисевич В.А., Першина А.В., Рудченко В.И. и многие другие.
Среди них отличники народного просвещения: Криштопа И.В., Гога М. Е., Рудченко В. И , Базык Т.Д., и др.
Почетный гражданин г. Приморско - Ахтарска - Кривонос С.М.
Агуреева Н.с. награждена за свой безупречный труд в 1950 году орденом "Ленина", а Падалка Е.Ф. - медалью "За трудовое отличие".
Лучшие учителя России: Ткаченко Л.А.(2007г.), Волкова И.В. (2008г.), Дзекун Л.Ф.(2009г.), Козлова Н.А.(2010г.)
Последний год, когда звучали звонки, зовущие на урок и с урока, последние праздник "Последний звонок" и выпускной - 2012 год.
В октябре 2012 года школа отмечала свое столетие, уже будучи пустой. Весь коллектив учителей и учащихся перевели в МБОУ СОШ №18 (на время реконструкции школы).. Еще раз двери школы распахнулись, чтоб впустить выпускников разных лет, учителей, гостей... Ее стены украшали фото разных лет, отражающие жизнь тех, кто здесь учился и работал, звучала музыка, смех... Школа не собиралась умирать, она продолжала ЖИТЬ....
Но, увы, реконструкция затянулась... Сначала школа превратилась в "Ахтарский Дом Павлова", так ее окрестили после подготовки к реконструкции... Стоны, издаваемые стенами, когда по ним били металлическими столбами, глубокой болью отдавались в сердцах тех, для кого стала школа родным домом.
В ноябре 2013 года последние кирпичики и балки покинули школьный двор... На месте школы остался голый пустырь, не видно даже фундамента...
Шли годы... школьный двор зарастал травой. Четыре проекта школы вместе с вложенными в них деньгами улетели в трубу. Постепенно рушится и надежда на то, что наша школа наконец-то по праву займет свое историческое место уже в обновленном виде...
Нам есть чем гордиться и что приумножать. Долг и обязанность каждого учителя и ученика бережно хранить и приумножать славные традиции нашей школы, любить ее, дорожить ее честью, высоко нести знамя родной школы.