Глава 6. Родитель - пессимист
В такой семье
часто звучит фраза: «По-моему, у тебя это никогда не получится»; «Вот посмотри
на других детей: все люди как люди, а у тебя все наперекосяк!». Ребенка в этой
семье воспитывают, постоянно сравнивая с другими детьми. Родители приводят в
пример успехи сверстников или свои собственные, подчеркивая несостоятельность
своего ребенка. Родители пытаются ориентировать ребенка на успехи других детей,
не замечая его собственных достоинств, они не воспринимают своего ребенка
таким, какой он есть. Такой ребенок постоянно чувствует свою неполноценность в
сравнении с другими, становится неуверенным в себе, постоянно ожидая неудачи.
«Пессимистическая» позиция родителей не дает ребенку «раскрыть» свои
собственные возможности, увидеть свои таланты. В итоге вырастает человек неуверенный,
пассивный, замкнутый.
Подобную ситуацию
в семье хорошо иллюстрирует следующий пример.
Жизненная
ситуация:
Ира (13 лет)
показывает маме выполненное домашнее задание по русскому языку. Мама находит
несколько ошибок в работе дочери.
Распространенный
ответ / поведение «родителя-пессимиста»
Вздыхая, мама
говорит Ирине: «Да когда же ты начнешь нормально учиться?! Ты не способна даже
элементарные задания сделать! Вот посмотри на Дашу, твоя подруга учится лучше
тебя! Я в твоем возрасте была уже грамотным человеком, а ты два слова не можешь
без ошибки написать. Из тебя вообще ничего не выйдет!»
Вариант ответа/
поведения, адекватного сложившейся ситуации:
«В целом хорошо,
Ира, однако в тексте есть несколько ошибок. Будь повнимательнее, и у тебя все
получится. Ты же способная девочка. Попробуй еще раз».
В рассмотренном
нами примере поведения «родителя-пессимиста» явно прослеживается установка мамы
на то, что у ее дочери просто не может ничего получиться. Мама не верит в
своего ребенка, рассматривает ошибку своей дочери как нечто непоправимое,
определяющее ее несостоятельность. Таким образом, мама формирует в ребенке
неуверенность в его собственных силах. Ребенок начинает думать, что как бы он
ни старался, все равно у него ничего не получиться, он всегда будет хуже
других.
В этот период
дети особенно чувствительны к оценке со стороны, очень болезненно воспринимают
критику. Ребенку, особенно в подростковом возрасте, необходима уверенность в
своих силах. Для того, чтоб ребенок начал делать успехи в какой-либо сфере, ему
требуется систематическое поощрение, поддержка, положительная оценка со
стороны. Даже если что-то у ребенка не получается, помогите ему, похвалите за
старание, сориентируйте его в нужном направлении. Похвалить всегда есть за что.
В наших силах сделать так, чтоб ребенок не боялся пробовать новое, стал
любознательным и успешным. Для того, чтоб у человека что-то получилось, нужно,
чтоб он поверил в себя.
Верьте в своего
ребенка, у него все получится!
Глава 7.
Непоследовательный родитель
Ребенок с малых лет узнает, что значит слово «нельзя» и что
значит слово «можно». С самого рождения мы воспитываем у ребенка систему
ценностей, нравственных установок, он учится ориентироваться в системе
дозволенности и запретов. Однако непоследовательность в наказаниях и поощрениях
со стороны родителей не позволяет ребенку до конца усвоить и, главное, ПОНЯТЬ
эту систему. Сегодня мы категорически запрещаем ребенку «сидеть в интернете»
больше трех часов, а завтра, не желая, чтоб он нас отвлекал от очень важных
дел, разрешаем ему оставаться за компьютером весь вечер. Именно так у ребенка
складывается впечатление, что, собственно, и не существует никакого веского
основания отказываться от любимого занятия, что это всего лишь прихоть
родителей. Ребенок не может понять, почему сегодня ему можно то, чего нельзя
было вчера или за что его отругают завтра.
Для того, чтоб лучше представить себе эту ситуацию,
рассмотрим весьма распространенный пример.
Жизненная ситуация:
Игорь (12 лет) разбил окно, играя с друзьями в футбол.
Родители решили наказать сына, запретив ему гулять с друзьями в течение двух
дней. В первый день Игорь просидел все время в своей комнате. На другой день
ребенок обратился к папе (папа весь день выполняет работу, которую вынужден был
взять на дом на выходные): «Пап, ты мне давно обещал показать свои фотографии
старые и рассказать о них. Пап, давай сейчас посмотрим. Ну, пап, мне скучно!»
Распространенный ответ / поведение «непоследовательного
родителя»
Папа, не отрываясь от работы, говорит: «Игорь, я занят.
Потом посмотрим!». На вопрос Игоря, можно ли ему пойти тогда погулять с
друзьями, папа отвечает: «Вообще-то ты наказан. Ну ладно, иди, только не дергай
меня сейчас. У меня очень много дел».
Вариант ответа/ поведения, адекватного сложившейся ситуации:
«Игорь, я не могу сейчас с тобой провести время. Я занят.
Как только освобожусь, я покажу тебе фотографии. А гулять тебе нельзя. Мы же
договаривались: за любой проступок ты лишаешься прогулки с друзьями».
Данный пример иллюстрирует необходимость последовательности
в любых запретах и поощрениях со стороны родителей. В данном примере
«непоследовательный родитель» отменил наказание сына, потому что был очень
занят и не хотел, чтоб ребенок его беспокоил. Конечно, таким образом, отец
ребенка избавил себя от назойливости внимания сына и обеспечил себе возможность
спокойно поработать. Однако таким поведением родитель обесценил свои
собственные слова о наказуемости проступков. При таком поведении родителей
ребенок постепенно приходит к мысли о том, что любое наказание можно обойти,
что запреты родителей не так уж и серьезны, а сами родители далеко не всегда
держат свое слово.
Любой запрет для ребенка должен быть четко обоснован. Только
соблюдая правило обоснованности («это нельзя делать, потому что…») и
последовательности («это нельзя делать всегда», «если ты это делаешь, получаешь
наказание»), мы можем добиться от ребенка систематического выполнения наших
требований. Ребенок сможет контролировать свои действия сам, организовывать
свою деятельность только тогда, когда будет понимать, ЗАЧЕМ и ПОЧЕМУ он это
делает.
Будьте последовательны в своих требованиях, и ваш ребенок
будет последователен в своих действиях!
Таким образом, мы рассмотрели основные ошибки, которые
совершают родители в общении с детьми – подростками. Конечно, рассмотренный
нами список не исчерпывает всех аспектов данной проблемы. Каждая семья
уникальна, каждый ребенок индивидуален. Не существует единого рецепта,
помогающего обрести гармонию в детско-родительских отношениях. Однако любовь и
взаимное уважение – фундамент счастья любой семьи. Только любимый и уважаемый
ребенок в семье получает возможность стать счастливым, успешным и
самодостаточным человеком.
|